гривна
Валюта:
Контактная информация
Время работы: пн-пт - с 9 до 18, сб-вс - выходной

Перезвонить?

Для заказа обратного звонка введите свой телефон и имя

Когда с вами связаться?

Заказать обратный звонок
Заявка принята, с вами свяжется наш менеджер в ближайшее время!

Министерство экономики Украины опубликовало новый расчет стоимости бензина и дизельного топлива в сетях АЗС.

В Украине стремительно выросли цены на газ метан (CNG), который до недавнего времени наряду с пропан - бутаном (LPG) оставался более д...

Чего ждать владельцам ГБО?

В последние годы Украина последовательно снижала потребление природного газа и нефтепродуктов. И только в одном топливном сегменте тенденция была строго противоположной: рынок сжиженных углеводородных газов (СУГ — пропан, бутан и их смеси) в 2015 году увеличился на 15 % и продолжает расти, несмотря на летние потрясения. Чего ждать от нынешней осени потребителям моторного топлива?

Выбор очевиден


СУГ производятся преимущественно из попутного нефтяного газа. Соответственно ситуация на рынке в значительной степени коррелирует с уровнем добычи и переработки нефти в стране и доступным предложением в мире. Перерабатывающие предприятия могут извлекать эти фракции из природного газа. Таким образом, рынок СУГ делят нефтяные и газовые компании в пропорциях, зависящих от конъюнктуры и технологических возможностей отрасли в той или иной стране.

С 1990-х Украина держится в топе-10 стран с наибольшим приростом потребления СУГ: за последние 15 лет — на 62 %, до 1,2 млн т в год. Тенденция эта общая: за тот же период мир удвоил потребление СУГ, выйдя на отметку в 27,5 млн т в год. Это главным образом моторное топливо, поэтому для любой страны важный показатель — число автомобилей, которые его используют.

В мире эксплуатируются как минимум 25,5 млн газобаллонных авто. Реальную цифру для Украины никто не назовёт, поскольку на перерегистрацию после установки ГБО спешит не каждый автолюбитель. Эксперты говорят об 1,6–2 млн единиц, но часть транспорта, особенно коммерческого, ездит на метане, который не относится к СУГ и обычно реализуется в сжатом виде. Причины массовой любви украинцев к газу как топливу светятся на табло АЗС: в первом полугодии разница в цене между бензином и автогазом порой достигала 35 %. Для населения с падающими доходами выбор очевиден.

От поставщика к потребителю


Около 85 % всего объёма пропана и бутана потребляют автомобили. Промышленный сектор забирает около 10 %, коммунальщики — порядка 5 %.

Согласно консенсус-прогнозу аналитиков рынка, в 2016 году потребление сжиженного газа в Украине составит около 1,3 млн т, при этом структура потребления меняться не будет.

Несмотря на растущий рынок, внутреннее производство СУГ в Украине с начала года падало; за 6 месяцев — на 4 %, до 189,7 тыс. т против 197,4 тыс. т. За этот период основные внутренние производители снизили выпуск СУГ: «Укргаздобыча» — на 3,3 %, «Укрнафта» — на 21,5 %.

Традиционно основным поставщиком СУГ для нас была Россия, а именно «Роснефть», «Лукойл», «Сибур», «Газпром», «Башнефть», причём за январь — июнь экспорт из РФ подскочил на 152 %. По данным консалтинговой компании UPECO, активнее наращивали продажи «Роснефть» (с 60 тыс. т до 130 тыс. т) и «Лукойл» (с 6 тыс. т до 110 тыс. т).

К слову, «Лукойл» обсуждался в прессе в связи с уголовным расследованием СБУ о контрабанде и продаже сети АЗС в Украине (250 заправок, 6 нефтебаз) австрийской AMIC Energy. Но эти пертурбации не помешали 40 % СУГ российского происхождения на нашем рынке к середине года превратиться в 50+ %; ещё 27 % входящих потоков занимала Беларусь, также оперирующая газом из российского сырья. Что касается казахского газа, его доля неуклонно сокращалась: из Средней Азии логистически выгоднее продавать сырьё в Китай.

Пропан-бутановый голод


В июне начались перебои с поставками СУГ из РФ и Беларуси по причине высокого потребления внутри этих стран; в июле случилась авария на Локосовском заводе всё того же «Лукойла». Стратегических запасов СУГ Украина не имеет из-за нехватки хранилищ: запаса газа в них хватает на неделю. Значительные объёмы уходят с колёс, тем более что доставка автотранспортом дешевле железнодорожной и танкерной.

Cезон пикового спроса на автогаз мы встретили без достаточных запасов, со снижающимся производством и высоким уровнем зависимости от ключевого поставщика. Все условия для повышения цен сошлись. Июньские 9600 грн/т с началом перебоев в поставках неуклонно росли, дойдя в первой половине сентября до 21 700 грн/т. В розничных сетях газ подорожал на 60 %, с 8,20 грн/л до 13,15 грн/л. И это в разгар лета, когда спрос существенно возрос!

Украинцы с ужасом наблюдали за приближением газа в рознице по цене к бензину. Дефицит поддержала таможня, в июле притормозив на 2 недели оформление партий ШФЛУ — сырья для получения автогаза. Но на исходе сентября оптовые цены на газ резко пошли вниз и в середине октября составляли 14–15 тыс. грн/т, а на заправках СУГ предлагали ниже 12 грн/л.

Летний скачок АМКУ поясняет не только импортозависимостью и подорожанием сырой нефти, но и внутренними слагаемыми: повышением акциза, налога на розничную реализацию, тарифов железных дорог, — которые не дают надежд на заметное удешевление розницы. Не исключается и влияние на рынок отдельных игроков.

Практикум по диверсификации


Минувшее лето стало практикумом по диверсификации закупок газа. Ещё в 2015-м один из крупных игроков рынка — компания «Надежда» осуществила пробную поставку СУГ из амстердамского хаба. Вновь обрели актуальность схемы получения газа из Польши, Италии, Литвы, Румынии. Компания «Газтрон» стала использовать терминал в Черноморске для пробных поставок газа из Египта и Швеции. Затраты на перевалку и покупку-доставку делают танкерный автогаз рентабельным при высоком уровне цен: разница в стоимости морского пути против российской поставки колеблется от $50 до $80 за тонну. Но поставки морем ограничены пропускной способностью терминалов в Одессе, Черноморске и Рени.

География пропан-бутанового рынка довольно причудлива. Крупнейшими потребителями являются государства, имеющие солидную собственную топливную базу (РФ), не обладающие собственными запасами углеводородов (Таиланд), государства-хабы (Турция), технологические лидеры (Южная Корея), а также крепкие середняки с растущей экономикой (Польша). При этом Украина попадает в своеобразный пропан-бутановый пояс с Польшей на севере и Турцией на юге. Но польский рынок на 70 % зависит от РФ, Казахстана и Беларуси, а вот связка Турции и наращивающего экспорт нефтеносного Ирана может оказаться перспективной по поставкам не только готовой продукции, но и ШФЛУ для давальческой переработки, способной загрузить часть отечественных перерабатывающих мощностей.

Подвижность в выборе поставщиков газа и нефти более чем оправданна. Спотовые объёмы, формируемые растущим экспортом сланцевой нефти и сжиженного газа США, Австралии, Малайзии, Катара всё больше влияют на ранее территориально локализованные рынки.

Реакция рынка


О реакции рынка на летний кризис можно судить по результатам конференции LPG Ukraine 2016. Руководитель «Укргаздобычи» Сергей Федоренко объявил о планах строительства газоперерабатывающего завода на Хрестищенском месторождении и увеличении производства СУГ до 70 тыс. т в год.

Но если внутреннее потребление сохранит темпы роста, новые объёмы будут скорее компенсирующими. Для изменения конкурентной среды в краткосрочной перспективе важно увеличение числа трейдеров, диверсификация поставок и создание дополнительных мощностей для хранения и перевалки СУГ.

На LPG Ukraine 2016 также были озвучены планы «Газтрон Украина» завершить строительство логистического центра по перевалке СУГ в Борисполе, что позволит увеличить объёмы хранения на 4 тыс. т. Попытаться нарастить собственные объёмы производства и при этом пользоваться всеми преимуществами глобализирующегося мирового рынка углеводородов — это, похоже, единственно верная стратегия снижения зависимости от олигопольного круга поставщиков.

О планах выхода с продукцией собственной переработки на внешние рынки пока можно только мечтать. Как известно, в эпоху высоких цен на нефть зарабатывают нефтедобытчики, а в период низких — нефтепереработчики. Однако украинская нефтеперерабатыващая отрасль эпоху высоких цен пережить не смогла.

Источник: http://lifedon.com.ua/home/33210-chego-zhdat-vladelcam-gbo.html

Полезные ссылки: Комплекты ГБО, Электроника Торелли

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений